Главная » Статьи » Мои статьи |
Обида и гвозди.
Ученик пришёл к учителю и, сказал:- Учитель, мне очень тяжело живётся, потому что меня обижают
люди. А я сам - подолгу обижаюсь на них. Обида мешает мне жить. Что мне делать?
Учитель дал ученику увесистый мешок с гвоздями и сказал: - Каждый раз, когда
ты будешь
обижаться, ты должен класть к себе в карман один гвоздь. Каждый гвоздь
должен всегда оставаться в твоём кармане и далее. Придёшь, когда мешок
опустеет. Ученик покрутил в руках гвоздь - гвоздь был больших размеров... Мешок с гвоздями был тяжёлым. На утро ученик решил одеть другую одежду, а одежда с гвоздями, так и осталась висеть дома.... Пустота карманов к середине дня заполнилась новыми гвоздями и снова стала доставлять массу хлопот - всё валилось из рук, вода разливалась, еда падала на пол, люди натыкались на острые гвозди, высказывали своё недовольство, и ученику приходилось лавировать между людьми. К вечеру он уставал от напряжения, перед сном разглядывая дыры в своей одежде от гвоздей, лежащих в кармане, он думал: "Как же тяжело..." И засыпал... Утром он видел, что одежда не выдерживала ни тяжесть гвоздей, ни их ранящих острых окончаний, она была вся в дырах. Через пару дней ученик опять сменил одежду... Карманы быстро заполнились и увесистый мешок, который дал учитель - опустел... Ученик пошёл к Учителю: -Учитель, я выполнил всё так, как ты сказал - гвозди в мешке кончились, а карманы в трёх штанах забиты гвоздями. В них не удобно ходить, они ранят меня и других, мешают. Что делать, Учитель? - Вот так, и обиды,
утяжеляют твою жизнь, мешают тебе, ранят. Ты все их, как гвозди,
сначала собираешь в себя, а потом, носишь, как тяжёлую ношу, пока не
сменишь одежду... Карманы в новой одежде наполняются быстро и её снова
нужно менять. Так многие люди, как одежду меняют коллективы, работу,
города, делая это не потому, что их круг общения расширяется, а потому
что - в нём находиться не возможно... Люди нападают на него, обижают -
ему самому тяжело в такой ситуации. - Учитель, мне тоже тяжело жить с гвоздями обиды... Помоги, пожалуйста, избавиться от них. Что я должен сделать? - Теперь, каждый раз, когда кто-то тебя обижает, ты не обижаешься, а отстаиваешь свои личные границы, высказывая свою точку зрения. Другой, кто обидел тебя, мог это, я имею в виду обидеть - сделать специально - он умеет только обижать, а ты должен научиться не только - обижаться. Есть люди, которые обижают не прицельно. Научись не обижаться. Живи так, чтобы не мешать другим и, чтобы другие тебе не мешали.. - Учитель, я не умею так! - А ты понаблюдай за животными - есть ли в их мире обида. Понаблюдай за людьми, которые умеют жить без обид на других. Как это - они так живут? И начни сам так жить. Каждый раз, когда тебе удастся не обидеться, вынимай по одному гвоздю из кармана, клади его обратно в мешок и латай свои штаны. Приходи ко мне, когда все гвозди окажутся в мешке, а на тебе будут новые штаны. - Новые штаны? Что вы, Учитель! У меня не получается ничего заработать - кроме обид... Учитель внимательно посмотрел на ученика и повторил: - Придёшь, когда гвозди наполнят мешок, а на тебе будет новая одежда.
Ученик побрёл,
раздумывая, как он сможет научиться не обижаться и на что ему
получиться купить штаны...Старые штаны уже теперь требовали замены и
серьёзного ремонта. Время шло, ученик,
наблюдая за дикими и домашними животными, обнаружил, что в животном
мире нет места обидам. Если какая-то зверюшка или птица посягала на
территорию другого, то в ответ получала, - оскал, вздыбленную шерсть,
распушённые перья, шипение. Обидчик уходил, а животное спокойно
продолжало жить и делать то, что делало. "Хм... - подумал ученик.
Хочу, как этот гусь, не обижаться, а спокойно жить. А, как это делают
люди, которые не обижаются?" И, в один из дней, он отправился на рынок
в ряды мастеров, понаблюдать, как они ведут себя, продавая свой товар. Рынок, как обычно был
похож на муравейник - покупателей и зевак больше, чем мастеров и
товаров. Каждый покупатель норовит купить подешевле. Кто-то из
покупателей спешит безосновательно обидеть мастера, сказав, что товар
некачественный, ненадёжный - тем самым снизить цену качественного
товара. Есть мастера, которые берут неоправданно большую цену за плохой
товар. Купив у них товар, покупатель хмурится - не смог торговаться...Покупатель обижается на продавца... За особо вредными и крикливыми покупателями ученик наблюдал и в обычной жизни, городок-то был не большой. И, оказалось, что они и в обычной жизни ведут себя так же - со своей семьёй и работниками, наводя суету, переходя на крик, оскорбления, обиды. Тогда, ему вспомнились слова Учителя: "Другой умеет только обижать, а ты должен научиться не только - обижаться. Живи так, чтобы не мешать другим и, чтобы другие тебе не мешали.." Оказалось, что
наблюдение увлекательный процесс. Через несколько дней у ученика уже
был свой арсенал данных, как ведут себя покупатели и, как ведут себя
мастера. Более опытный мастер спокойно относился к любому покупателю и
- продавал свой товар. Уходил такой мастер после торговли с карманами,
полными денег - товар был продан, а покупатели были рады покупке. Были
молодые мастера, которые обижались на любой резкий вопрос покупателя,
но не надолго... У таких мастеров - денег было меньше... Слишком много
сил уходило на лишние разговоры и оправдания... Те мастера, что
задирали цены на плохой товар, со временем лишались покупателей и ...
обижались, что к ним никто не идёт. Ученик сделал вывод - те, кто обижаются, мало чего достигают. А, что же помогает не обижаться тем, кто общается с людьми ровно, без обид? Ученик, не долго раздумывая, решил отправиться к гончару, который был спокоен даже с теми, кто пытался его задеть. - Научите меня гончарному делу, - попросил он мастера. - Я буду помогать вам лепить горшки и продавать их. Мастер гончарных дел, приподняв брови, рассматривал рваные штаны ученика: - Зачем тебе гвозди? - спросил он.- Я не столярничаю. - Это мой урок. Учитель мне задал. - ответил Ученик. - Что ж, урок дело нужное. Выполняй его. А пока - иди за глиной на карьер. Так ученик стал
работать у мастера гончарных дел. В самой грязной и грубой работе, в
самой тонкой и аккуратной он не забывал наблюдать за тем, как ведут
себя люди, и, как мастеру удаётся быть таким профессионалом не только в
гончарном деле, но и в продажах, в общении с разными людьми. Как
удаётся мастеру не обижаться на самых невежливых. Ученик каждый день видел, как это великолепно удаётся его наставнику. Он рассуждал: "Он ведёт себя, как тот гусь. Чуть только мастера, заденут, он лишь поведёт бровью и ответит что-то меткое, точное, уверенное - как гусь, что шипит и хлопает крыльями, но не лезет в драку напрасно и не забивается в угол, от того, что кто-то загаготал в его сторону. Но гусь - это птица, он не может не переживать, как человек. А человек переживает. Так что же, помогает разумному человеку не переживать - никому не мешать и не мешаться - в общении?" Ученик потерялся в догадках и подумал, что у мастера есть какой-то секрет. После спокойного разговора мастера с резким покупателем, ученик решился и спросил его: - Скажи, мастер, почему ты не сердишься, не обижаешься на таких грубиянов, невнимательных, наглых? - А что на них
сердиться? Каждый человек выбирает сам - как себя вести. Этот человек
выбрал хамское поведение. Почему я должен обижаться на выбор другого
человека? Моя задача не оценивать его выбор - плох он или хорош. Моя
задача сделать свой выбор - обижаться или реагировать адекватно - что
заслужил человек, то он и получит от меня. Я могу быть вежливым,
я могу быть резким. Этому покупателю сложнее быть вежливым. Я могу ему
предоставить выбор, как себя вести - когда обозначу свой интерес, свои
личные границы, дав ему понять, что не позволю хамить и обижать
напрасно - меня, мой дом, семью, моих помощников, мой труд, мой товар. Я уважаю себя. Уважаю выбор другого. Обидевшись, я сообщаю
другому человеку: "У меня нет смелости дать тебе корректный отпор. У
меня есть ложное мнение, что обида - заставит тебя - уважать меня. Я не
хочу трудиться на своё уважение - пусть это делает другой. А я пока по
обижаюсь - это мне легче". Я считаю, уважительным - человеку дать то,
что он заслужил в данный момент времени. Если покупатель-грубиян,
следующий раз, придёт ко мне и будет вежлив, я и не вспомню, что он был
такой резкий когда-то - тоже буду вежлив с ним. Зачем вспоминать старое? Важнее понимать, что происходит в данный момент. Когда ты лепишь горшок на гончарном круге и глина тебя не слушается, ты не вспоминаешь, как легка была прошлая порция глины. Ты работаешь с той, которая есть перед тобой. Если умеешь - лепишь из неё тончайший сосуд. Если не умеешь - учишься. Зачем обижаться на глину? Так и с людьми... Ученик был слегка
обескуражен простотой и сложностью секрета. Для понимания - просто... А
для практики... Его карманы были ещё полны гвоздями. И ученик стал
практиковаться в таком подходе в общении с людьми, как описал мастер
гончарных дел. Сначала, он, по
привычке обижался, потом стал огрызаться резко и с чувством. Такое его
собственное поведение тоже расстраивало и он не вытаскивал из кармана
гвоздь, считая, что не справился с задачей. Тем не менее, каждый день, вставая с утра, он вспоминал слова своего учителя - "Живи так, чтобы не мешать другим и, чтобы другие тебе не
мешали.." и слова гончара: "Делай
свой выбор - лепи такой сосуд, какая перед тобой глина. Хорошая глина -
плавные движения. Тугая - и движения рук пусть будут крепче. Так и с
людьми. Не трать время на обиды". Эти мысли ему
помогали вырабатывать новое отношение к жизни, давая возможность
практиковаться в новом поведении. И, со временем, ученику стало легко
даваться общение с самыми сложными покупателями. Наблюдать - стало его
привычкой. Благодаря этой привычке, наблюдательность и внимательность
развились до такого уровня, что он быстро определял, что за глина перед
ним - что за человек - после 2-3-х, сказанных фраз человеком. А потом,
делал выбор - как вести себя... Места обидам - не осталось... Другими
словами, они стали - неуместны в его жизни. Однажды утром ученик обнаружил, что гвозди переместились из его карманов - в мешок. В процессе работы над обидой - ученик стал мастером гончарного дела, торговцем, зарабатывающим приличную сумму.Он купил себе новую одежду, взял мешок с гвоздями и отправился к Учителю. Свою встречу он начал со слов благодарности: - Спасибо за гвозди. Спасибо за урок. Учитель, я теперь знаю, что значит "Живи так, чтобы не мешать другим и, чтобы другие тебе не мешали..". Учитель внимательно посмотрел на ученика и ответил: - Справившись с обидой - ты достиг того, что ранее для тебя было не возможно. Теперь, тебе стало доступным знание, как люди помогают, а как - мешают... Это новая задача. Наблюдательность, внимательность, которые помогли тебе справиться с обидой - помогут тебе сделать свои выводы в новой задаче.. - Спасибо, Учитель. Я готов. Перед тем, как я уйду, разреши, задать два вопроса. - Конечно, - ответил Учитель. - Только объясни, что стало со старыми обидами? Гвозди - вот они - в мешке. На тебе дорогая одежда. А, куда делись обиды? Прошлые обиды... - Учитель, старые обиды сослужили мне
добрую службу - я на них учился мысленно - жить по-другому. Старые
обиды - оказались прекрасным материалом - для обучения. Я - мысленно
тренировался в старых воспоминаниях относится к людям по-другому, а
потом - сдавал экзамен в реальной жизни... Не получалось - я снова
мысленно тренировался - искал другие ходы, варианты, состояния... И
снова - в повседневной жизни пробовал. Свои наблюдения я прикладывал к
старым обидам и обиды становились - задачами для решения...
Учитель улыбнулся и протянул руку: - Ты молодец. У тебя всё получится в будущем. Какие у тебя есть вопросы? - Первый - как ты знал, Учитель, что я буду работать над каждым гвоздём, чтобы смочь его переместить в мешок? - Каждый человек - делает свой выбор. И ты сделал свой. Не справившись с обидой, ты бы не научился тому, чему научился и не заработал бы себе денег на такую одежду, в которой ты стоишь передо мной. Какой же, твой второй вопрос? - Учитель, ты не забрал у меня гвозди? Что мне с ними делать? - удивился ученик. - Построй при помощи них - свой дом, мастерскую... Пусть то, что когда-то разрушало - помогает созидать. Это закон природы. Так решение задачи во внутреннем мире помогает человеку решать задачи - внешние.Источник: http://www.life-up.ru/ | |
Просмотров: 614 | Комментарии: 3
| Теги: |
Всего комментариев: 0 | |